Постановление Третьего КСОЮ от 05 февраля 2024 г. по делу N 16-362/2024
Постановления Седьмого КСОЮ от 15 января 2024 г. по делу N 16-9/2024 и от 17 ноября 2023 г. по делу N 16-5299/2023
Суды штрафуют самокатчиков за езду пьяными и/или без прав, если технические характеристики самоката (мощность двигателя более 0,25 кВт и скорость более 25 км/ч) позволяют отнести его к мопедам.
Водители самокатов, как правило, утверждают, что управляемое ими средство индивидуальной мобильности электросамокат не является транспортным, а значит, управление им не образует состав соответствующего административного правонарушения.
Однако это не всегда находит поддержку у суда:
- в целях применения других статей главы 12 КоАП РФ под транспортными средствами понимаются транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право;
- в соответствии с п. 1.2 ПДД механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем;
- в соответствии с п. 1.2 ПДД мопед - это двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0, 25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики;
- в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения в РФ устанавливаются категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, в частности категория "М" - мопеды и легкие квадрициклы;
- приказом Росстандарта от 06.12.2022 N 1446-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 70514-2022 "Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний", который в частности исключает из числа электрических средств индивидуальной мобильности устройства, развивающие максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч;
- из имеющихся в деле материалов, в том числе, фотоматериалов, сведений с официального сайта производителя электросамокат имеет мощность мотора более 0,25 кВт, а максимальная скорость электросамоката составляет более 25 км/ч;
- следовательно, спорное транспортное средство по своим характеристикам относится к мопедам, право на управление которыми должно быть подтверждено водительским удостоверением (п. 4 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения в РФ), и в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП РФ является транспортным средством;
- само перечисление таких транспортных средств как электросамокаты в понятии "средства индивидуальной мобильности" не исключает того, что их конструктивные характеристики (в частности, два колеса), а также технические характеристики (по мощности электродвигателя) могут характеризовать такие транспортные средства (электросамокаты) и в качестве "мопедов".
Однако существует и иная практика. Например, в постановлении Восьмого КСОЮ от 26.12.2023 по делу N 16-7070/2023 (о пьяной езде на самокате мощностью 0,35 кВт, скоростью движения - 25 км/ч) суд указал:
- в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 разъяснено, что под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются: подлежащие госрегистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч; подлежащие госрегистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч; подлежащие госрегистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам; трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины; транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед). При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит.
В постановлении Пятого КСОЮ от 05.12.2023 по делу N 16-3187/2023 (о пьяной езде на самокате мощностью 0,35 кВт, скорость движения не указана) суд указал:
- "Мопед" это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0, 25 киловатт и менее 4 киловатт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики (п. 1.2 ПДД);
- электросамокат согласно пункту 1.2 ПДД определен как "Средство индивидуальной мобильности", то есть как транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей), и не отнесен к мопедам.
В постановлении Шестого КСОЮ от 14.11.2023 по делу N 16-6696/2023 суд вообще указал:
- прекращая производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (за отсутствием состава правонарушения) мировой судья исходил из того, что электросамокат (мощность 0,35 кВт, скорость 32 км/ч) является средством индивидуальной мобильности, к механическим транспортным средствам не относится, наличие специального права на управление электросамокатом нормами действующего законодательства не предусмотрено;
- лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности, не может быть приравнено к категории водителя транспортного средства как специального субъекта, на которого распространяется обязанность выполнять законные требования должностного лица о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения в соответствии с п. 2.3.2 ПДД;
- в связи с этим, лицо, управляющее самокатом, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ.
Отметим, что до Верховного Суда РФ подобных дел пока не доходило. Однако в своем решении от 30.03.2022 N АКПИ22-66 (оспаривались нормы ПДД, в смысле которых самокат с электрической тягой является механическим транспортным средством, на управление которым не обязательно предоставление специального права) Верховный Суд РФ отметил, что в течение последних лет участились случаи использования лицами для передвижения средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, моноколеса и тому подобные устройства), технические характеристики которых находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла, причем конструктивные и технические особенности таких средств предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан.