Верховный Суд РФ поддержал выводы судов, которые отказались признать общим долгом супругов обязанность по уплате налогов и страховых взносов, возникшую в связи с осуществлением одним из супругов предпринимательской деятельности.

Истец после расторжения брака с супругой потребовал взыскать в его пользу половину суммы налоговых платежей, ранее уплаченных им в качестве ИП. Он полагал, что поскольку доход, полученный от предпринимательской деятельности, использовался на нужды семьи, то и соответствующие налоговые обязательства должны быть разделены между супругами в равных долях.

Суды трех инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения иска. Они исходили из того, что истец осуществлял предпринимательскую деятельность самостоятельно и не представил доказательств участия супруги в его хозяйственных операциях. Также истец не доказал, что все полученные от предпринимательской деятельности доходы направлял на нужды семьи, - наоборот, при рассмотрении дела было установлено, что большая часть этих доходов распределялась им на выплату зарплаты сотрудникам, приобретение инструментов, оборудования и расходных материалов. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что спорная налоговая задолженность является личным долгом истца.

Также суды приняли во внимание, что основная часть задолженности сформировалась в период, когда брак между сторонами фактически уже распался и они не проживали совместно.

Верховный Суд РФ признал позицию судов верной.