Верховный Суд РФ направил на новое рассмотрение дело, в рамках которого потерпевший требовал взыскать со страховщика, не организовавшего своевременно ремонт поврежденного транспортного средства, действительную стоимость ремонтных работ, рассчитанную по рыночным ценам без учета износа.

Суды удовлетворили иск частично, исходя из того, что в соответствии с законодательством страховщик обязан возместить потерпевшему вред не в полном объеме, а в пределах 400 000 руб. - страховой суммы, предусмотренной пп. "б" ст. 7 Закона об ОСАГО.

Отменяя ранее принятые судебные акты, ВС РФ разъяснил, что неисполнение страховщиком своих обязательств по организации восстановительного ремонта влечет возникновение у потерпевшего убытков в размере стоимости такого ремонта. Фактически эти убытки могут превышать как стоимость ремонта, определенную в соответствии с применяемой в рамках ОСАГО Единой методикой, так и предельный размер страхового возмещения в виде страховой суммы.

Указанные убытки, по мнению ВС РФ, подлежат возмещению по общим правилам об ответственности за нарушение обязательств, то есть в полном объеме. В противном случае потерпевший был бы поставлен в неравное положение с лицами, в отношении которых обязательство исполнено страховщиком надлежащим образом.

Также ВС РФ отметил, что соответствующие убытки не могут быть переложены и на причинителя вреда, который по общему правилу возмещает причиненный потерпевшему вред лишь при недостаточности страхового возмещения и не должен нести неблагоприятных последствий неисполнения страховщиком своих обязанностей.

В связи с этим ВС РФ пришел к выводу, что убытки, причиненные неисполнением страховщиком обязательств по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, не являются страховым возмещением и не ограничены лимитом в размере страховой суммы.