В соответствии с планом работы Дзержинского районного суда г. Оренбурга и мирового судьи судебного участка №9 Дзержинского района г. Оренбурга проведено обобщение судебной практики рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ . Цель обобщения: соблюдение мировым судьей норм материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, а также проверка законности прекращения административных дел указанной категории с целью исключения освобождения от административной ответственности лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. При подготовке настоящего обобщения была изучена практика рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена главой 12 КоАП РФ. За первое полугодие 2019 года мировым судьей судебного участка № 9 Дзержинского района г. Оренбурга рассмотрено 45 дел об административных правонарушениях, в области дорожного движения. Наибольшее количество рассмотренных административных дел о правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.12.8, ст. 12.15, ст. 12.26, ст.12.27 КоАП РФ. В ходе обобщения выявлены следующие вопросы, возникающие у судьи при рассмотрении дел указанной категории. Подготовка дела к рассмотрению Первым и важным этапом подготовки дела к рассмотрению является разрешение вопроса о подсудности дела данному судье (п.1 ч.1 ст.29.1 КоАП РФ). Практически все дела, поступившие на изучение, были рассмотрены с соблюдением правил подсудности. Однако встречались случаи, когда мировому судье поступали материалы об административных правонарушениях, ему не подсудные. Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 ст.23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту его жительства. Необходимо отметить, что в ходе изучения практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрена ответственность ст. 12.8, ст. 12.15, ст. 12.26, ч.2, ч.3 ст.12.27 КоАП РФ, установлено, что мировым судьей в большинстве случаев рассматривались по месту жительства лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу. Данное обстоятельство было связано с заявлением лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующего ходатайства при оформлении должностным лицом (инспектором) ГИБДД протокола об административном правонарушении. На стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению мировой судья выяснял вопрос о правильности составления протокола об административном правонарушении и иных материалов. При наличии оснований к возврату протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ выносились соответствующие определения. В 2018 году два определения о возвращении протоколов, составленных по анализируемым статьям КоАП РФ не обжаловались. Результаты обобщения показали, что мировой судья не допускал безосновательное возвращение поступающих административных материалов. Случаев возвращения протоколов в связи с их оформлением неправомочными должностными лицами за указанный период не имелось. В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судьей должен быть разрешен вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела, а также вызваны лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) представитель. Большая часть извещений о времени и месте судебного заседания направлялась СМС – сообщениями, часто телефонограммой, реже посредством почтовых отправлений. Доставка извещений, как правило, подтверждалась приложением соответствующих конвертов, уведомлений, распечаткой отчетов о доставке и получении. Сроки рассмотрения дел Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями в месячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Рассмотрение дела Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ст.29.7 КоАП РФ, соблюдался. Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны подтверждаться допустимыми доказательствами по делу, которые в своей совокупности и взаимосвязи достоверно свидетельствуют о виновности лица в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения. Нарушений ст.26.2, п.4 ч.1 ст.29.10, 26.11 КоАП РФ мировым судьей не допущено. Особенности применения ч.1 ст.4.5 КоАП РФ Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрены сроки, по истечении которых не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении и составляет 1 год. За истечением срока давности привлечения к ответственности, указанной категории дела не прекращались. Назначение наказания В качестве назначенного наказания чаще всего применялось лишение предоставленного физическому лицу специального права - управления транспортными средствами, штраф и административный арест. При назначении наказаний учитывались: личность виновного, состояние здоровья, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства. Случаев прекращения дел указанной категории в связи с малозначительностью установлено не было. Вывод: Изучение административных дел свидетельствует о том, что мировой судья судебного участка № 9 Дзержинского райоан г. Оренбурга Назаренков И.В. своевременно рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, принимая решения в соответствии с законом.